10 советов начинающему репетитору

1. Зарегистрируйтесь на сайтах для репетиторов. Ищите учеников там и через знакомых, но с последними будьте осторожны: опыта у вас пока нет, а с этими людьми вам еще общаться :) Для начала не отказывайтесь от недорогих заказов — если у вас нет ни опыта, ни рекомендаций, рассчитывать на многое пока что не стоит. Сейчас ваша основная задача — накапливать портфолио, как и для любого фрилансера. Просто ваше портфолио — это положительные отзывы учеников и их рекомендации. В эру интернета сарафанное радио работает еще лучше прежнего.

2. Тщательно изучите формат основных экзаменов по вашему предмету. ЕГЭ и ГИА — золотая жила для любого репетитора. Независимо от взглядов преподавателя и его ученика на степень полезности этих экзаменов, сдавать их все равно придется. В особенно выгодном положении оказались репетиторы по русскому языку и математике: их предметы придется сдавать абсолютно всем выпускникам. 

3. Не бойтесь пробовать работать с разными возрастными группами — взрослыми, начальной школой, возможно, даже дошколятами. Кто знает — вдруг именно к взаимодействию с кем-то из них у вас обнаружится настоящий талант? Однако помните: чем младше ваш ученик, чем серьезнее экзамен, тем выше ваша личная ответственность. Рассчитывайте свои силы.

4. Этот совет логично следует из первого. Если вы видите, что у вас не получается наладить контакт с учеником, лучше откажитесь от работы с ним. Он еще успеет найти преподавателя, который отыщет к нему подход, а вы не испортите себе репутацию. Обычно уже через пару занятий становится ясно, складывается работа или нет. Когда не стоит сомневаться:

А) Ученик регулярно опаздывает, не выполняет домашние задания, игнорирует ваши требования;

Б) Ученик хамит вам или говорит с вами неуважительно, несмотря на предельную корректность с вашей стороны;

В) Ученик более одного раза подряд забывает взять с собой деньги и обещает занести в следующий раз;

Г) Вам плохо, некомфортно в присутствии ученика. Такое тоже бывает. Если это так, скорее всего, ему тоже не очень, а в таких условиях совместная работа вряд ли сложится. 

5. Готовьтесь к уроку! Когда у вас за плечами будет несколько лет преподавания, а на компьютере появится тонна полезных материалов прошлых лет, скорее всего, подготовка будет занимать у вас минут 15, но до тех пор не жалейте на нее времени. Все материалы сохраняйте и классифицируйте: они не раз пригодятся вам в следующие годы. 

6. Всегда имейте запасные материалы и короткие задания, чтобы использовать их, если вы успеете пройти по плану в течение занятия, а время еще останется. 

7. Постарайтесь не опаздывать и не приходить раньше, чем за 5 минут до занятия, если вы работаете с выездом. Если принимаете учеников дома, предложите им тапочки, чай или воду и не встречайте их в рубище с головой, посыпанной пеплом. Будьте вежливы. Правила очевидные, но пренебрегать ими не следует: все любят воспитанных людей. 

8. На первых порах (и даже потом) вы не застрахованы от ситуации, когда вы (о ужас!) не знаете ответа на вопрос ученика. Не паникуйте. Предложите ученику разобраться в возникшей сложности совместно или пообещайте подробно изучить вопрос к следующему занятию. Не врите, не придумывайте ответ — последствия могут быть неприятными. 

9. Устройтесь работать на курсы по подготовке к ЕГЭ и ГИА, возьмите несколько групп. Не торопитесь с выбором, поспрашивайте уже работавших там преподавателей. Курсов сейчас много. Преподавайте там, параллельно практикуйте в частном порядке. У такой стратегии много плюсов:

А) Ученики иногда болеют или отменяют занятия по иным причинам. Доход от них нестабилен, и, пока их мало, это чревато финансовыми сложностями. Курсы дают вам финансовую подушку безопасности, так как доход от них регулярен. Потом, когда у вас будет много учеников, сможете отказаться от работы на курсах, если захотите. 

Б) Опыт преподавания в группах вообще очень полезен для преподавателя. 

В)... И для его портфолио :) 

Г) В группах большое количество учеников — а сарафанное радио все еще никто не отменял. 

Д) Хорошие курсы часто дают своим преподавателям подработки — работу методиста или частных учеников, если проявить себя с хорошей стороны. 

10. Собирайте отзывы от своих учеников, все скриньте и сохраняйте, чтобы при необходимости показать новым клиентам. 

В следующих постах подробнее расскажу о том, как именно строить занятие, чтобы сделать его и интересным, и продуктивным, о том, как выбрать хорошие курcы для работы, а также о том, как наладить контакт с учеником.

(с) zloi_minotavr

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened