Постмодернизм для чайников

В кодификаторе ЕГЭ по литературе появилось загадочное слово "постмодернизм". Вдвойне загадочным его делает то, что в школе о постмодернизме не говорят, а в программе нет ни одного постмодернистского произведения. В посте ниже я максимально кратко и понятно объясню, что же это за зверь такой, а также посоветую, что постмодернистского почитать, чтобы не слишком сложно и интересно. 

Все началось в 1917 году, когда художник по фамилии Дюшан предложил выставке свое творение, представлявшее собой самый обыкновенный писсуар с гордой подписью "Фонтан". "Фонтан" породил шквал (извините за каламбур) статей и критики и стал настоящей вехой в новом направлении в искусстве. Критики спорили: является ли "Фонтан" искусством или нет? Значимой мыслью было то, что этот предмет, по сути, стал искусством, потому что художник избрал его и вдохнул в него новую жизнь, новый смысл. Таким образом, с этого момента искусством может быть что угодно; главное — контекст. Это событие — начало возникновения постмодернизма в искусстве. 

Что же такое постмодернизм?

Rene Magritte Himself

По сути, это — восприятие мира как хаоса, как текста, отрицание модернизма. Ролан Барт в своей работе "Смерть автора" говорит о том, что Автор (создатель уникального в искусстве) умер, но на его место пришли Скриптор (переписчик, то есть тот, кто просто берет уже существующие сюжеты и делает из них новое) и Читатель (раньше читатель просто читал истории, написанные писателями, а теперь он будет участвовать в процессе творчества). Как же именно Читатель будет участвовать?

а) Например, за счет экспериментов с формой. Милорад Павич, сербский писатель-постмодернист, один из своих романов написал в форме словаря, другой — путеводителя, третий — кроссворда... Представьте, читаете вы роман, и тут автор вам и говорит: герои будут вместе в конце только тогда, когда вы разгадаете мой кроссворд. Или, например, в предисловии убеждает вас начать читать его роман с любого места наугад :) "Дом листьев" Марка Данилевского, например, заставит вас помучиться: текст то становится зеркальным, то завивается в спираль... Книгу придется крутить в руках на протяжении всего чтения. 

б) Еще одна вещь, нацеленная на игру с читателями, — симулякры. Симулякры — это явления или события, которые автор придумал; при этом говорит он о них так убедительно, что мы не можем понять, дурачит он нас или нет. Уже упомянутый Павич, например, в своем самом знаменитом романе "Хазарский словарь" рассуждает о хазарском вопросе, который действительно имел место в истории... Что не мешает большей части событий, описанных в словаре, быть вымышленными. 

в) Интернет! Писатели-постмодернисты охотно используют интернет и дружат с ним, заставляя читателя попрыгать по сайтам, ища отрывки любимой истории, например.

А в России постмодернизм есть?

Разумеется! В России постмодернизм появляется в 80-е годы и начинается с поэмы в прозе Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" и романа Саши Соколова "Школа для дураков". И то, и другое крайне рекомендую. Кстати, эти произведения отсылают нас к еще одному значимому свойству постмодернистской литературы:

г) Часто повествование ведется от лица человека в состоянии измененного сознания. Например, главный герой Ерофеева — алкоголик, постепенно скатывающийся в состояние белой горячки, а Саши Соколова — человек с ментальным расстройством. 

Что почитать?

Упомянутые выше "Хазарский словарь" Павича, "Москва-Петушки" Ерофеева, "Школу для дураков" С. Соколова. Последний меня в свое время поразил — представляете, там есть предложение, которое длится три печатных страницы. 

Если вам понравится "Хазарский словарь" — докиньтесь "Кроватью для троих", "Звездной мантией", "Пейзажем, нарисованным чаем", "Последней любовью в Константинополе" и другими произведениями этого же автора. Они волшебные — для тех, кому зайдет. Кстати, Павич активно использует такой прием, как интертекст (объединяет разные свои произведения общим миром, героями, сюжетами; создает собственную, кочующую из романа в роман, мифологию).

"Дом листьев", Данилевский. Рекомендую тем, кто уже почитал вещи попроще — это чтение не для робких духом :) Будет тяжело, правда. Сюда же — знаменитый "Улисс" Джойса. 

Чешский писатель Милан Кундера также писал постмодернистские романы — особенно рекомендую "Невыносимую легкость бытия". Когда будете читать, обратите внимание на то, как здорово меняется взгляд на мир в зависимости от того, от чьего лица ведется повествование.

Если любите драму, почитайте пьесы Беккета и Ионеско — и после этого сможете читать, в общем, что угодно :) Или ничего не читать. Какая разница?

Латинская Америка — весомый вклад внесли Маркес ("Сто лет одиночества"), Борхес, Кортасар. Если выберете Маркеса, вооружитесь блокнотом для записей - читать "Сто лет одиночества", не составляя для себя параллельно родословную главных героев с кучей одинаковых имен, проблематично.

Из американцев — почитайте Курта Воннегута, например "Бойню № 5" и "Колыбель для кошки". Оба романа замечательные и достаточно... Хм... Понятные для постмодернизма :)

Хотите авторов посовременнее? Попробуйте Джона Фаулза ("Коллекционер", "Волхв", "Мантисса") или Маргарет Этвуд "Рассказ служанки" или "Она же Грейс" — по обоим этим романам, кстати, сейчас сняли неплохие сериалы). В МТЮЗе, кстати, сейчас идет прекрасный спектакль по "Коллекционеру". 

Ну и, напоследок, Набокова тоже многие считают постмодернистом. Так что, если вы давно хотели почитать "Лолиту", но как-то не решались, вот вам прекрасное оправдание. Роман действительно постмодернистский, с большим количеством языковых игр и сложных аллюзий. 

"Лолита", Klim Lee

Удачного знакомства!

(c) zloi_minotavr

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened