Краткое содержание "Кому на Руси жить хорошо"

Сейчас со многими учениками занимаемся поэмой Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которая, как известно, входит в обязательную школьную программу по литературе. 

Практика показывает, что основная проблема, с которой сталкиваются ученики при изучении этого бессмертного творения о страданиях крестьян, пирах и говорящих пеночках, — это сложность понимания того, что, собственно, происходит в этом тексте и о чем он? Внизу под катом авторское краткое содержание, но сначала — немного по теме.

Дело в том, что один из вредных мифов, много где насаждаемых школьных образованием, это то, что "Кому на Руси жить хорошо" является законченной цельной поэмой. Это не так. Некрасов писал поэму с 1866 по 1876 год (в некоторых источниках - 1863-1877) — то есть вплоть до своей смерти. Умирал он, кстати, тяжело и долго, от рака кишечника, и, умирая, знал, что жить ему осталось недолго. Воспринимая, по всей видимости, "Кому на Руси жить хорошо" как главный труд своей жизни, Некрасов стремился "закруглить" поэму, придать ей завершенность — отсюда торопливые последние главы, венчающие многочисленные лирические отступления и истории, явно не вписывающиеся в первоначальный замысел. Вспомним строки, набившие оскомину тем, кто не ленился и читал поэму целиком:

"Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…"

Типичная сказочная завязка, после которой мы логично ожидаем встречи с шестью героями, перечисленными мужиками. Однако, как известно, встретимся мы только с двумя, попом и помещиком, а вот остальных Некрасов в повествование ввести не успеет. Зато мужикам предстоит поискать счастливых среди женщин, пьяных участников ярмонки, послушать занимательные истории, etc. Быть может, придерживайся Некрасов первоначального плана, он бы и успел сделать историю поиска полной, но увы. Зато вместо этого мы получили много другого... Но вот разобраться в этой полифонии (многоголосице) неподготовленному читателю бывает непросто. Частенько это пугает абитуриентов — ведь всем известна дурная привычка составителей ЕГЭ вставлять в экзаменационные версии каверзные вопросы о героях произведений и их роли в сюжете.

Обнаружив, что в сети нет удовлетворительного четкого и достаточно полного краткого содержания поэмы, которое я могла бы посоветовать своим ученикам для освежения памяти, я написала собственное — надеюсь, оно окажется для вас полезным.

"Кому на Руси жить хорошо", краткое содержание. 

Collapse )

Журнал филолога: литература, писательство, ЕГЭ

"Я сердце отдал с жаром неустанным моей фантазии далеким странам и существам, что сотворил я сам." (Эдгар Алан По)

Меня зовут Яна, и мое детство прошло за чтением книг. Вполне закономерно, что это привело меня сперва в класс с гуманитарным уклоном, а затем — на филологический факультет МГУ. Закончив его с отличием, я сгоряча даже пошла в аспирантуру и успела проучиться там полтора года, прежде чем опомниться и осознать, что это перебор. 

Последние семь лет я занимаюсь преподаванием русского языка (прежде всего, в качестве способа заработка, хотя это и бывает очень забавно, да и ученики классные) и литературы (из глубокой душевной потребности — иногда мне кажется, что я готова заниматься с по-настоящему заинтересованными литературой за еду - но жадность, к счастью, вовремя напоминает о себе). Я успела поработать преподавателем на разнообразных курсах подготовки к ЕГЭ и ГИА, в культурных и образовательных центрах, побыть тьютором и помощником воспитателя, ведущим тренингов и Бог знает кем еще, прежде чем осознать, что всякого рода организации (чужие уж точно) скорее мешают мне взаимодействовать с учениками, чем помогают. 

Collapse )